Сергей Грицун,председатель совета Союза организаторов детского активного туризма (СОДАТ)

— Правда ли, что детский организованный туризм в стране умирает?

— К сожалению, количество детей, охваченных туризмом, сокращается с каждым годом. Эта отрицательная динамика коснулась и активного, и экскурсионного, и других видов детского туризма. Только за 2017 год число детских лагерей сократилось примерно на 20% по сравнению с 2016-м. Конечно, на эту тенденцию оказала влияние и карельская трагедия — в первую очередь то негативное информационное поле, которое было создано СМИ вокруг детского отдыха и туризма, прежде всего активного туризма. У многих родителей появился иррациональный страх, нежелание отпускать от себя детей. А повышенное внимание федеральных структур к организаторам детского отдыха и туризма привело к тому, что у чиновников на местах стало явно преобладать желание любыми способами препятствовать работе туристических лагерей и организации походов. Нежелание рисковать карьерой породило позицию превентивного запрета. Такими запретами, делающими невозможной работу многих лагерей, чиновники просто выталкивают ребят в сферу неорганизованного детского отдыха, а это приводит к печальным и трагическим последствиям.

За лето 2017 года в стране утонули 215 детей, а в целом 623 ребенка пострадали на неорганизованном отдыхе.

Фактически творится тихое преступление, когда из-за равнодушия чиновников дети остаются без присмотра, погибают на стройках, тонут в водоемах, страдают от ударов электрическим током. Любой организованный отдых априори безопаснее, чем та ситуация, когда дети предоставлены сами себе.

— Плюс к тому в сфере детского отдыха еще много нестыковок в законодательстве.

— Да, и это создает для организаторов большие сложности в работе. Например, по СанПиНу в палаточном лагере должен находиться медработник, а по закону о здравоохранении медработником может называться только лицо, работающее в лицензированном медучреждении. По существующим же сегодня правилам лицензирования палаточный лагерь невозможно лицензировать как медучреждение, так как у него отсутствуют здания, строения и сооружения.

— Получается, если в палаточном лагере есть врач, то это нарушение закона?

— Да. Эти несоответствия в нормативных правовых документах ставят даже самого добросовестного организатора детского отдыха в такое положение, когда он где-то что-то обязательно нарушает.

— И за это его могут привлечь как по административной статье, так и по уголовной?

— Вполне могут и по уголовной. Статья 238 УК РФ очень общая, и непонятно, где проходит граница между административной ответственностью и уголовной. Данный факт оставлен на усмотрение работников следственных органов в каждой конкретной ситуации. И конечно, пристальное внимание со стороны силовых структур к сфере детского туризма и отдыха, огромное количество проверок, необоснованное возбуждение уголовных дел по статье 238 УК РФ в отношении организаторов детского отдыха мешают развитию этой сферы. Нам известны случаи, происшедшие за последний год, когда смена давно закончилась, дети в добром здравии вернулись домой, никаких серьезных происшествий и пострадавших нет, а к организатору лагеря без видимых оснований приходят следственные органы. Конечно, это приводит к оттоку профессионалов из данной сферы. А ведь именно профессиональные кадры и являются залогом безопасного детского отдыха.

— Кто же все-таки отвечает за детский туризм в стране — Минобразования или Министерство культуры?

— В прошлом году Министерство образования и науки РФ было определено как ведомство, отвечающее за детский отдых и оздоровление. Но за туризм отвечает Министерство культуры и спорта. Кто отвечает за детский туризм — до конца непонятно. Поэтому некоторые нормативно-правовые акты принимаются и там и там. Конечно, проще было бы уже определить ответственное за детский туризм ведомство и прояснить двойственную ситуацию.

— Депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект об «экстремальном туризме», чтобы повысить безопасность в этой сфере. Вы согласны с появлением самого термина в российском законодательстве?

— Если точнее, то депутаты Хасанов, Бессараб и Шхагошев предложили два законопроекта, поправки к двум законам. Первая касалась изменения закона о туристской деятельности, где они и предлагают ввести понятие «экстремальный туризм»; вторая предполагает лицензирование снаряжения и оборудования, используемого в экстремальном туризме, а также лицензирование обучения специальным навыкам и знаниям по использованию этого оборудования и снаряжения. Второй законопроект был отправлен на доработку и требует отдельного заключения правительства, поскольку лицензирование в этой сфере подразумевает введение дополнительного сбора. А вот первый законопроект, возможно, пройдет.

— То есть в России появится понятие «экстремальный туризм».

— Да. Чем это плохо? У нас туризм сегодня и так сильно забюрократизирован. Введение дополнительного лицензирования не повлияет на фактическую безопасность, а лишь усложнит деятельность добросовестных организаторов туризма. Что такое лицензия? Это дополнительная документация и дополнительные сборы, не имеющие отношения к настоящей безопасности. В итоге все те виды туризма, которые назовут экстремальными, будут уходить в тень, плодить коррупцию, а это не способствует повышению безопасности. Поэтому отношение профессионалов туристической сферы к законопроекту скорее негативное. Конечно, порядок наводить в отрасли надо, но методы, которые сейчас используются, на мой взгляд, неэффективны.

— А что повысило бы безопасность?

— Безопасность — это прежде всего кадры. К вопросам безопасности нужно подходить не в разрезе ужесточения законодательства, а в плане улучшения системы подготовки кадров. Сейчас законодатели пытаются сделать всю сферу детского туризма более жесткой и забюрократизированной. Но для эффективной и безопасной работы нужно не увеличивать количество документов, а выстроить вменяемую систему подготовки людей, которые будут работать с детьми, водить походные группы и так далее. Такие меры сказались бы положительно на безопасности отрасли в целом. Сейчас же ситуация весьма неопределенная. С одной стороны, принят профстандарт «Инструктор-проводник», а с другой — непонятно, как он будет внедряться, кто готовит инструкторов-проводников, какие организации проводят их аттестацию. Ввели профстандарт старшего вожатого, а профстандарт вожатого не ввели. И опять непонятно: как и кто будет готовить вожатых? Кто будет выдавать им сертификаты или свидетельства, как эти документы будут признаваться проверяющими органами?

— Еще один законопроект был внесен осенью прошлого года в Думу Ириной Яровой: он декларирует повышение уровня безопасности детей в туризме и на отдыхе. Что вы о нем скажете?

— Этот законопроект предлагает сразу несколько поправок. Когда принимали 465-й федеральный закон, вносящий изменения в ряд других документов, в том числе в № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», то из-за спешки не прописали один важный аспект. В законе говорится, что субъекты федерации должны создать реестры организаций отдыха детей и их оздоровления, но не указано, что эти реестры должны быть размещены на официальных сайтах региональных администраций в сети интернет. Поэтому первая поправка, которую предлагает Яровая в законопроекте, логична, в ней нет ничего страшного, и пусть эти реестры публикуются в интернете. Это даст право родителям смотреть, входит ли лагерь, куда они отправляют детей, в официальный реестр. Вопрос только в одном: кто будет инициировать внесение организаций отдыха и оздоровления в реестр, какая будет методика внесения? И нам бы очень не хотелось, чтобы там появились избыточные требования.

Вторая поправка этого законопроекта касается взаимодействия исполнительных органов власти, ответственных за детский отдых, и родителей. Предлагается публиковать в интернете все запросы от родителей и ответы на них от органов исполнительной власти. Я считаю, что большого смысла в этом нет. Каждый родитель задает очень узкие, персональные вопросы относительно своего ребенка. Это не системно. Поэтому проще, на мой взгляд, обобщить вопросы родителей и опубликовать ответы на часто задаваемые вопросы, чтобы не перегружать порталы бессмысленной информацией, которую никто не будет читать, а людей — лишней работой.

Было бы разумно вместо переписки родителей с органом власти публиковать на официальном сайте акты проверок организаций отдыха детей и их оздоровления. Например, пришел в лагерь Роспотребнадзор, проверил, составил акт — вот он, в открытом доступе, можно прочитать. Пришло МЧС с проверкой — тоже легко ознакомиться с актом. В таком случае можно будет понять, проверяются ли эти организации, кем они проверяются и есть ли у них нарушения. Вот это было бы полезно для родителей, давало бы им реальную картину происходящего в конкретном лагере.

Далее, законопроект предлагает родителям заключать с органом власти, ответственным за детский отдых и оздоровление, типовой договор.

— Но сейчас родители и так заключают договор с руководством лагеря.

— Да, но законодатели боятся, что какие-то важные пункты не будут в этом документе отражены. Поэтому они хотят разработать типовой договор. Но тут от законодателей необходимы пояснения. Что это за договор? Это базовый бланк, в который нельзя внести изменения? Если да, то это, по нашему мнению, неправильный подход. Существует много типов лагерей: дневные лагеря, лагеря труда и отдыха, палаточные, стационарные корпусные и так далее. И у каждого лагеря есть свои особенности. Если особенности не отражать в договоре, это уж точно не будет способствовать повышению безопасности. Например, палаточные лагеря часто располагаются в естественной природной среде, в удалении от медицинских учреждений, так что при некоторых заболеваниях, например при астме, пребывание в палаточном лагере противопоказано. В то время как в корпусном оздоровительном лагере или в санатории ребенок с астмой спокойно может отдыхать. Если в типовом договоре будут содержаться обязательные требования, но при этом в него можно будет вносить дополнительные в зависимости от типа лагеря, такую поправку я бы счел положительной. Но сейчас законодателям необходимо все эти вопросы уточнить.

Наконец, законопроект предлагает закрепить такое понятие, как «рекомендованные туристические маршруты»: в каждом субъекте РФ должен быть размещен на официальном портале перечень рекомендованных — безопасных — маршрутов. Как профессиональное сообщество, мы выступаем за то, чтобы слово «рекомендованный» трактовалось правильно. У нас в стране, к сожалению, очень часто «рекомендованный» чиновники понимают как «обязательный к исполнению». В области детского туризма такая трактовка будет губительна. Руководитель походной группы сам решает, по какому маршруту вести детей. Его решение зависит от погодных условий, от уровня подготовки участников, от целей похода и ситуации в группе. Походы могут иметь совершенно разные цели и тематику, а это напрямую влияет на выбор маршрута.

Целью похода может быть знакомство с особенностями ландшафта, биологическими объектами или историческими местами, и не всегда типовые рекомендованные маршруты могут соответствовать целям и задачам похода, а значит, быть оптимальными и безопасными. Часто бывает так, что кто-то из группы заболел — приходится сокращать и менять маршрут. А где-то из-за погодных условий необходимо пойти в обход запланированной точки. Бывает и по-другому: группа сильная, и запланированный маршрут нужно усложнить, чтобы детям было интересно.

Мы опасаемся, что без уточнений и правильного подбора формулировок по данному предложению любое изменение типового рекомендованного маршрута будет трактоваться чиновниками как запрещенное действие и грозить руководителю похода уголовным преследованием по статье 238 за оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. К сожалению, такие прецеденты уже были. Директор туристического лагеря «Золото Белого моря» привлекался по этой статье — в частности, за использование в лагере спасательных жилетов, которые не соответствуют требованиям ГОСТа. При этом по закону «О стандартизации в РФ» применение ГОСТов — дело сугубо добровольное, «рекомендованное».

— Может быть, такие списки рекомендованных маршрутов вообще не нужны?

— Рекомендованные маршруты нужны для тех групп, которые идут в поход по данному региону в первый раз. Но если при этом не будет возможности идти по маршрутам не из рекомендованного списка, выбранным руководителем похода, то смысл активного туризма вообще теряется.

Источник: Коммерсант.ru